Копия Случайная новость

Етнотолерантна (її ще можна назвати етногеоекологічною) виявляється у повазі інтересів місцевих жителів. Це перш за все шанобливе ставлення до місцевого населення, збереження традиційних систем природокористування, повага та дотримання місцевих законів і звичаїв, а також внесок туризму в соціально-економічний розвиток даної території.

Контакты

04111 Украина г.Киев ул.Салютная 1-Б
Телефон офиса:
тел. (044) 599-5332
тел. (044) 227-8149
Наши сайты:
www.ecotour.com.ua
www.team.biz.ua
www.aat.ecotour.com.ua
www.info.ecotour.com.ua
Наша почта:
tkv@ecotour.com.ua
info@ecotour.com.ua

Поиск



Экологизация рекреационных ресурсов Алматинского экополиса

Становление рыночных систем, интенсификация труда, ускорение темпов жизни, загрязнение окружающей среды вызывает у многих людей тягу к природе. Возрастающие потребности в загородном кратковременном отдыхе предопределяют необходимость ускоренного развития системы рекреационных зон в структуре Алматинского экополиса. Этому способствует и тот факт, что у человека, с учетом объективной природы его физиологических, социальных и экономических потребностей, возникает желание платить за рекреационные услуги.

Таким образом, в условиях рыночной экономики в сфере обслуживания наметился быстрый рост рынка рекреационных услуг.

Рекреационные услуги - вид товаров в какой-то степени является новым видом потребностей, объем и номенклатура которых должны расширяться по мере роста покупательной способности. К этой группе товаров можно отнести различные виды туризма (рекреационного, экологического, исторического), рекреационных услуг, дорогостоящих увлечений, спорта, искусств и др.

Рынки подобных товаров ранее вообще не существовали: их потребление либо отсутствовало, либо оплачивалось за счет централизованного государственного финансирования. Сеть учреждений и комплексов рекреационной сети была представлена гостиницами, турбазами, домами отдыха, пионерскими лагерями, санаториями и пансионатами.

Сегодня рынок подобных услуг или вообще не развит (многие из них остаются в ведении бывших предприятий и ведомств, находятся в полузаброшенном состоянии, используются распоряжающимися ими лицами, часто не по назначению), или находится в стадии пробного развития (некоторые переданы в частные руки и используются как загородные приватные дома или дачи). При развитии рекреационных услуг параллельно могут быть решены многие внутренние социальные, экологические и экономические проблемы (занятость населения, сбережения природных ресурсов, дополнительный приток инвалютных средств и пр.).

Тенденцию наиболее массового развития имеют следующие кратковременные занятия: летом - околоводный отдых, отдых в лесной среде горных ущелий, туризм, спортивные игры, рыболовство, сбор ягод, трав и грибов; зимой - лыжные прогулки и катание с гор.

Важнейшее значение в природном рекреационном потенциале Алматинского экополиса имеют особо охраняемые и охраняемые природные территории. Под особо охраняемыми территориями понимаются участки земли, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, оздоровительное значение и изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования, и для которых установлен режим особой охраны. Сюда входят: Иле-Алатауский Государственный Национальный природный парк, Государственный природный парк <Медеу>, Алматинский зоологический парк, Ботанический сад Миннауки и высшего образования РК, Дендропарк <Нурсултан парк>, Горячий ключ, Холодный ключ, Сиреневый сад, Березово-дубовая роща, Территория спорт.комплекса <Трамплин>, поймы рек Б. и М. Алматинка, Есентай, Аксай и др., Боролдайские пруды, озеро Алматинское, Национальный историко-этнографический парк <Сакские курганы>, Юннатское озеро, Урочище <Глубокая щель>, Первомайские (Приютские) пруды, Комплекс Древний Алмату, Песчано-щебеночный карьер на р.Аксай и др.

Все эти объекты входят в систему городских и прилегающих к городу территорий и, в совокупности, образуют, зачастую бесхозные, рекреационные зоны, используемые населением в неорганизованных рекреационных целях. Общая площадь этих объектов в системе прилегающих к городу Алматы территорий составляет 31,7 км2 . Перечисленные объекты составляют лишь незначительную часть природных ресурсов Алматинского экополиса, пригодных для производства необходимых городу рекреационных услуг.

По предварительным расчетам городу уже в настоящее время в рекреационных целях требуется около 360-400 км2 открытых пространств (лесопарки, оборудованные пляжи и др.). Возникает вопрос, как покрыть дефицит рекреационных ресурсов, необходимых городу. Обратимся к сложившейся практике.

Населением, как правило, для целей рекреации выбираются территории природного комплекса, обладающие наиболее комфортными природными и микроклиматическими условиями. Это в основном прибрежные территории горных и равнинных рек и искусственных водоемов на них. То есть - предпочтение отдается спортивно-оздоровительному активному отдыху за городом на свежем воздухе, в экологически чистой местности, интерес к совмещению отдыха с приобретением новых духовно-эстетических впечатлений. В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан, статья 114, пп.1,2, этим территориям должен быть придан статус водоохранных зон и полос, т.е. они должны войти в категорию охраняемых.

Это связано с тем, что сток малых рек формируется в тесной связи с ландшафтом бассейна, они отличаются высоким уровнем уязвимости, причем не только при чрезмерном использовании водных ресурсов, но и при освоении площадей их водосбора. Из-за интенсивной хозяйственной деятельности они преждевременно вступают в фазу старения, быстро зарастают и заболачиваются, деградируют и, в конце концов, исчезают. Так как у малых рек способность к самоочищению ниже, чем у больших, особенно остро стоит задача создания на их берегах водоохранных зон (полос) и строгого поддержания их режима. В указанную зону (шириной от 100 до 500 метров) входят: пойма, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны берегов, овраги, балки.

По действующим градостроительным нормам и правилам вокруг каждого городского поселения должен быть создан лесопарковый пояс, в котором так же, как и в пригородной зоне, выделяются специальные зоны отдыха, в которых устанавливается охранный правовой режим и не допускается строительство объектов, не соответствующих функционально-целевому назначению территории.

В реальности вокруг г.Алматы лесопаркового пояса нет. С одной стороны - разногласия города с областью, с другой - нет проектной документации с градостроительной программой развития данной территории. Актуальным становится вопрос о разработке градостроительной политики города и области в сфере градостроительного планирования развития территории городских и сельских поселений в пределах лесопаркового пояса и пригородной зоны, создания комфортной, экологически сбалансированной и безопасной рекреационной среды в их пределах.

Экологизация - не только природоохранная мера, но и выгодное направление получения дохода. С этой целью и в целях рационального природопользования необходимо развивать такую систему предпринимательской деятельности, которая призвана обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства, сохранения здоровья людей.

Развитие сферы экологического предпринимательства и производства экологических товаров и услуг чрезвычайно важно не только из экологических соображений. Оно становится высокорентабельной сферой экономической деятельности, формируя один из наиболее доходных видов предпринимательства.

Экологическое предпринимательство способствует усилению экономического потенциала города Алматы и области и решению социальных задач. Надо ли говорить о значении развития экологического рекреационного предпринимательства для Алматинского экополиса, обладающего уникальными курортными и природными условиями, которые он, за счет продажи экологических рекреационных услуг, мог бы решить значительную часть экологических проблем, оживить экономику, остановить рост безработицы. Параллельно могут быть решены внутренние социальные, экологические и экономические проблемы (занятость населения, сбережение природных ресурсов, дополнительный приток инвалютных средств и пр.).

В основу программы градостроительного планирования развития системы рекреационных зон могут быть положены следующие принципы:

 реконструкция территорий рекреационных учреждений и комплексов , являющихся одним из градообразующих элементов, формирующих систему рекреационных зон Алматинского экополиса;

 принцип ландшафтной архитектуры . Гармоничное сочетание природных и антропогенных ландшафтов и их отдельных компонентов (растительность, рельеф, водоемы) с исторически сложившимися объектами природного комплекса (лесопарки, водохранилища и др.) и агроландшафтами;

 принцип активной берегозащиты . На реках - поперечные полузапруды, регулирующие дамбы, струенаправляющие щиты; вдоль берегов - каменная наброска, бетонные и железобетонные плиты, тюфяки, габионы и др.;

 принцип оптимального насыщения территории . Объекты рекреационных зон должны предоставлять рекреантам максимальный комфорт и спектр сервисных услуг. Для этого необходимо наиболее эффективно использовать существующий рельеф и создаваемые искусственные зеленые насаждения, рекреационные объекты и сооружения;

 принцип универсальности сооружений . Все рекреационные объекты и сооружения по возможности должны быть многофункциональными. Монофункциональные объекты и сооружения являются экономически низкоэффективными (имеют ярко выраженный затратный характер) и, соответственно, малопривлекательными для инвесторов;

 принцип адаптации и этапности . При реконструкции территорий рекреационных зон необходимо учитывать сложившуюся природно-антропогенную ситуацию и проводить реконструкцию поэтапно, сочетая интересы рекреантов и инвесторов, без вывода всего объекта из эксплуатации;

 принцип эргономичности . Необходимо создать максимально комфортную, безопасную среду для рекреантов с учетом их потребностей, интересов и возможностей, а также особенностей природных условий рекреационной зоны;

 принцип видиоэкологичности (создание эстетической среды). Рекреационные объекты и сооружения, их архитектурный облик должны находиться в органичной взаимосвязи и гармонично сочетаться с природным и урбанизированным ландшафтом рекреационной зоны и прилегающим агроландшафтом;

 принцип компенсации территории . Сохранение существующих территорий природного комплекса и его развитие за счет воссоздания природных сообществ и нового озеленения свободных территорий;

 принцип экологичности . Рекреационные объекты и сооружения, берегозащитные и инженерные мероприятия по освоению территорий рекреационных зон должны улучшать экологичную обстановку в пределах рекреационных зон и прилегающих территорий.

В условиях дефицита других рекреационных ресурсов агроландшафты - основной территориальный резерв развития системы прилегающих территорий Алматинского экополиса.

Это связано с тем, что утрата сельхозугодий как производственных территорий невозможна вследствие их высокой сельскохозяйственной ценности. Поэтому рекреационное освоение связано с многофункциональным использованием агроландшафтов, совмещением отдыха и производства.

Создание парков на основе агроландшафта с сохранением его хозяйственного назначения - задача новая и достаточно сложная, однако во многих случаях именно её решение определяет уровень развития системы озелененных пространств городских и сельских поселений Алматинского экополиса.

Строительство агропарка основывается на принципах функционального объединения двух различных по целевому использованию территориальных зон - природного ландшафта и агроландшафта в единую рекреационную территорию. Это связано с тем, что любая рекреационная территория (современный или исторический парк, сквер, бульвар, зона массового отдыха и др.), может рассматриваться как сочетание двух зон, её образующих. Первая - активная зона, нагруженная функциями, испытывающая физическое воздействие (в лесопарке - это дорожно-тропиночная сеть, площадки, сооружения и другие места для удовлетворения естественных и культурных потребностей населения); вторая - пассивная зона, значительно меньше нагруженная непосредственным воздействием людей (растительные группы и массивы, поляны, пейзажи агроландшафта и природного ландшафта, не входящие в границы парка), но несущие главную функцию создания благоприятной среды. В данном случае пассивная зона обеспечивает рекреационные качества активной зоны.

В основе преобразования агроландшафтов в рекреационные ресурсы лежит работа по созданию лесопарков, лесоустройству и восстановлению практики устойчивого лесоводства, что является одним из путей решения проблемы сохранения оставшихся и воссоздания сведенных лесных массивов и лесонасаждений, служащих (служивших) для:

 защиты сельхозугодий, почв, водоемов, населенных мест от неблагоприятных природных воздействий;

 сохранения и увеличения видового разнообразия гнездящихся птиц в целях их использования как биологического, экологически чистого средства борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур;

 сохранения типичных и уникальных ландшафтов, различных природных феноменов;

 формирования водного режима, химического и бактериального стока, термического режима рек;

 активного воздействия на микроклимат прилегающих пространств (300-400м);

 организации в них рекреационной деятельности, которая помимо функции рекреации способствует охране и воссозданию рекреационных ресурсов.

Из этого следует, что для организации отдыха населению вблизи границы застройки городских и сельских поселений необходимо: территории водоохранных зон, рек и водоемов, а также прилегающих к ним агроландшафтов, уже сегодня резервировать под организацию здесь в ближайшем будущем агропарков с постепенным превращением их по характеру использования в лесопарки. Если эти территории не зарезервировать сегодня, то завтра они будут заняты под другие функции, а проблема организации рекреации останется. Её надо будет решать путем резервирования аналогичных, но худших по качеству территорий и, соответственно, с повышенными инвестиционными расходами на их освоение. То же самое касается территорий природного комплекса и агроландшафтов пригородной зоны, соответственно расположенных в зоне влияния г.Алматы и городских и сельских поселений, и являющихся потенциальными территориями для организации в них рекреационных зон.

Вышеперечисленные принципы должны быть заложены в качестве основы для разработки нового подхода к концепции экологизации рекреационных ресурсов и градостроительного планирования развития системы рекреационных зон на территории Алматинского экополиса.